Йога — это наука, а не религия
Беседа с Андреем Лаппой о целях йоги, настоящих учителях и физкультуре
Андрей Витальевич Лаппа, ведущий учитель йоги на постсоветском пространстве и один из немногих русскоязычных мастеров, проводил обучающий курс для преподавателей йоги этой зимой в Москве.
Лаппа родился в Киеве, в Советском союзе, там же начал самостоятельно практиковать йогу. В начале 90-х получил возможность уехать в Индию, где учился йоге у Б.К.С Айенгара, Шри К. Патабхи Джойса и других. Изучив древнюю методические, философские и религиозные формы йоги, а также разные современные ее направления, Лаппа интегрировал полученный им на востоке комплекс знаний и опыта с собственными эффективными методическими разработками. Он организовал весь комплекс знаний йоги в систему, собрав в ней суть универсальных законов йоги, и назвал ее – Универсальная йога.
- Андрей Витальевич, означает ли популярность йоги, что люди занялись работой над собой?
- Йога йоге рознь. По большей части, люди сейчас занимаются фитнессом, который называется йога. Но если этот фитнесс не ведет к большей сознательности, лучшему самоконтролю и бесконечному развитию этих качеств, то это далеко от йоги. Это больше относится к развлечениям и моде.
- И ничего плохого в этом нет?
- Я, вообще, не считаю, что есть что-то плохое или хорошее. Просто это не полноценно, это не полная йога. Это ее внешний атрибут. Согласно фундаментальному тексту мудреца Патанджали йога должна устранять клеши, страдания, и практика физическая может освободить от физических страданий. Это тоже проявление йоги. Однако физичкская практика не приводит к освобождению от других форм страданий. Представьте себе, что человек – это компьютер, у него есть hardware и software. Если человек на физическом уровне становится сильным и здоровым, то это значит, что его hardware – железо становится более развитым. Например, человек может себе ногу за голову заложить. Это все равно, что вы свой компьютер можете в бараний рог завернуть. Но на уровне внутренних программ человек может оставаться по-прежнему несчастным или страдать по причинам разных эмоций и несовершенств ума. Работа с софтом должна выполняться, чтобы человек был совершенен внутри, а не только снаружи. Вот этого пока в больших масштабах не наблюдается.
- Какова сейчас главная цель йоги? Изменилась ли она за тысячелетия?
- Цель йоги – в достижении единства, равновесия, сознательности и открытого сердца. Слово йога переводится как единение, контроль, равновесие. И, возможно, сейчас она кажется слегка абстрактной, недостижимой.
Цель йоги не может измениться, потому что если эта цель изменится, то она станет противоречить самому значению слова йога. Но если мы говорим о физическом совершенствовании, то в наши дни методики меняются, потому что в прошлые времени люди физически были довольно активны, не было машин, дорог, люди много ходили, двигались. И тогда динамическая компонента не столь уж и нужна была. А сейчас, когда люди обездвижены, динамическая компонента обязательно нужна, чтобы люди были здоровыми и сильными, не только гибкими.
Методики йоги в ходе истории развивались и совершенствовались, но цель йоги всегда оставалась и должна оставаться той же. Методики йоги могут совершенствоваться и изменяться, идя в ногу со временем и образом жизни людей, но конечный результат должен оставаться тем же. Человек должен становиться более спокойным и сознательным, менее агрессивным, не испытывать страданий, сердце должно становиться более открытым.
- Что такое Универсальная йога? Чем она отличается от других стилей йоги?
- Вообще, есть только одна йога, слово «йога» имеет глубокий смысл, как я уже говорил, и означает единение, контроль, равновесие, сознательность. Это достигается с помощью методик, они могут быть разными. Поэтому существуют отличия в стилях и школах.
Универсальная йога – это полная система йоги. В ней используется ведическое воззрение о том, что человек состоит из оболочек — физической, энергетической, психической, ментальной и, если это система пяти оболочек, то пятая – это состояние блаженства. Если это семь оболочек, то пятая – это тело контроля, шестая – сознание за пределами мышления, седьмая – комплекс кармических мотиваций, то, что определяет тенденции человека, к чему его тянет в жизни.
В Универсальной йоге есть практики для каждой из этих оболочек, в отличие от других стилей йоги. И практики являются индивидуальными, ведь все люди разные, каждому нужно что-то свое.
Есть правила, которые в Универсальной йоге неизменны: быть всегда сознательным, кармически свободным и творческим. И есть правила, которые могут меняться. Например, знания о работе с оболочками применяются очень по-разному, в зависимости от кармы человека.
Если говорить о специфике, то работа с телом в Универсальной йоге осуществляется не только на уровне гибкости, а на уровне всех физических качеств. Это гибкость, статическая и динамическая сила, статическая и динамическая выносливость, координация и реакция.
На энергетическом уровне каналы должны быть очищены через пранаямы. Пранаямы должны быть освоены совершенно, чтобы человек научился управлять своим энергетическим тонусом, а потом переходил к следующей оболочке — психической. Тут идет работа с психическими состояниями, чакрами, их всех желательно пробудить и контролировать. На ментальном уровне все режимы контроля внимания должны быть освоены: отвлечение внимания, концентрация внимания, сворачивание внимания к источнику и состояние равностности. Это позволяет освободиться от любых зарождающихся эмоций, и человек становится неподвержен негативным сторонам жизни. Так меняется образ жизни. В абсолюте подразумевается завершение кармы и освобождение от нее.
- Человек изменится до неузнаваемости, пройдя эти этапы, так?
- Ну, что значит до неузнаваемости? Он просто будет узнаваем по-другому. В йоге это называется «дважды рожденный», то есть человек, который рожден один раз, имеет определенные свойства, а если он доходит до качеств, которые серьезно меняют его состояния и свойства, то личность меняется, да. Вроде бы компьютер тот же, а центральный процессор или софт поменяли полностью.
- Хорошо. Но одному такой путь проделать, видимо, очень трудно. Как начинающему ученику отличить знающего учителя от незнающего?
- Начинающие ученики все разные. У них может не быть опыта в йоге и информированности, но, в зависимости от кармы, у них будет проявляться тяга к разным вещам. Если в учителе есть свойства, которые притягивают ученика и вызывают интерес, то тогда это твой учитель. Дело в том, что ученик обычно опирается на свои тенденции и на уровень своих мотиваций.
Если в ученике нет интереса к тому, что учитель несет, то это не твой учитель. Поэтому нужно слушать не столько ум, потому что ум еще не имеет информации о том, что будет, а больше слушать магнитную силу сердца. Больше нужно интуитивно чувствовать общую тягу и синхронность. От ума такое решение принимать нельзя. Те, кто делают это от ума, ориентируются на бренд: «вот, мол, есть такой-то учитель», и все туда бегут. Это ошибка, потому что если нет синхронности, то результатов никаких не будет.
- Возможно ли полноценно заниматься йогой в городе и достигать высоких результатов?
- Ну, смотря в чем. В городе, безусловно, можно заниматься физической йогой, так как есть залы, источники информации, книги, учителя. Но если мы говорим о внутренних изменениях, то городской образ жизни начинает конфликтовать с теми изменениями, которые в человеке должны идти. В городе очень трудно реализовать единение, ведь вокруг – стены и заборы, твое и мое. Какое уж тут единение. Если состояние йоги было реализовано где-то за пределами города, то потом, вернувшись, человек может попробовать удерживать это состояние. Но это будет трудно.
Если человек стал Мастером, у него состояние сознания просветленное, высокое, то он может и в городе оставаться совершенным. Но для того, чтобы достичь этого состояния, нужно какое-то время провести в тепличных условиях. Если человек достигает просветления, состояния самоконтроля, отрешенности, то эти качества потом можно тренировать в городе. Легко быть добрым, когда ты в пещере один и нет никого, к кому ты можешь эту доброту проявить. Город – хорошее место для совершенствования таких качеств.
- Каждому ли человеку нужно заниматься йогой?
- Нужно ли человеку развиваться духовно? С моей точки зрения, нужно. Нужно ли человеку достигать просветления? Да. Нужно ли человеку иметь выше IQ и открытое сердце? Да. Кому от этого будет вред? Никому. Всем будет одна польза. Мне кажется, всем было бы полезно заниматься йогой. Имею в виду не «физо», а суть йоги.
- Как вы считаете, почему в йоге сейчас так много женщин?
- Ну, потому что мужчины увлечены зарабатыванием денег, они не находят времени для того, чтобы разобраться в сути йоги. И тогда они либо ничем не занимаются, либо — восточными единоборствами и фитнесом. Но зато те мужчины, которые суть йоги поняли, становятся одними из лучших в йоге. Ну, и потом на основании моего жизненного опыта я могу сказать так: среди женщин больше людей. А среди мужчин больше таких, которые от состояния человеческого удаляются.
- А почему?
- Ну, они заняты другими вещами. Тяжело работают и потом компенсируют свои стрессы тем, что пьют алкоголь, курят, употребляют наркотики. Ими владеют эмоции страданий. Поэтому они находятся в неведении, в заблуждении. Женщины же менее интеллектуальны, у них больше открыто сердце, они интуитивно тянутся к йоге.
- Везде ли женщин в йоге больше? В Китае, например, тоже?
- Да. Но это так, только пока йога – это физкультура. А если йога станет путем, то это станет досугом мужчин. Например, в Индии йогой занимаются в основном мужчины, а удел женщин совсем другой — еду готовить. Так что это феномен йоги на западный лад.
- В каких странах вам больше нравится преподавать?
- На Востоке. Потому что там сохранились правильные отношения между учителем и учеником. Люди западные, вообще, ничего не понимают про эти отношения. Поскольку считается, что все равны, то нет уважения ни к учителю, ни к учению, и учение обесценивается.
Мне очень нравится преподавать в Китае, во всех странах, относящихся к китайским и прилегающим к ним территориям, — Гонконг, Сингапур, Тайвань, Корея, Япония. Также мне нравится преподавать в Индии, в Непале, потому что там люди тоже сохранили еще изначальную восточную ментальность.
На просторах СНГ – неплохо. Несмотря на коммунизм, тут еще осталась духовная компонента от прошлого, с русскими еще как-то можно работать. Хотя чувство равенства после коммунизма осталось, и оно не полезно для учебы. Отношение к Учителю должно быть другое.
Там, где восточная культура осталась, йога идет как по маслу. На Западе на йогу смотрят как на досуг, развлечение и моду. И это тупик.
И мне больше всего не нравится преподавать в западных странах, потому что материализм и отсутствие понимания того йога – это Садхана, что йогу надо практиковать и достигать поставленных результатов, а не просто стремиться к удовольствию под видом йоги. Такое положение вещей на западе очень тормозит развитие истинной йоги. Я там преподаю, потому что у меня там есть отдельные ученики, которые имеют нужные качества. Но в массе своей там люди не имеют нужных для успешной практики йоги качеств, из-за обще принятого там образа жизни.
- Адаптируете ли вы свою систему для практикующих разных религий?
- Не во многих местах я встречался с людьми, которые считают себя настолько убежденными верующими, что это находилось бы в конфликте с йогой. Но я преподавал, например, в Израиле. Там приходится исключать мантры и другие традиционные элементы и говорить больше о сути. Если я говорю просто на английском, без санскрита, без мантр, то большинство людей соглашаются с сутью йоги. Мне также приходилось преподавать в мусульманских странах (Индонезии и Малазии), там, в основном, все сводится к «физо». Но если я без санскрита на простом языке говорил там студентам о работе с вниманием, с умом, чтобы это никак не было связано с аспектами традиционной религиозности, то все всё понимают, и обычно со всем соглашаются. В подобных ситуациях я обычно преподаю всегда говоря о сути йоги, без санскрита и каких бы то ни было религиозных признаков. Я не считаю себя связанным с религией. Я вижу суть йоги. А высшее научное образование помогает мне доносить йогу людям без религиозных атрибутов. Люди любых религий понимают это. Всегда можно найти общий язык и объяснить, в чем цель йоги и ее польза. Вообще, если рассмотреть религии, то многие из них ведут к состоянию не двойственности, или к состоянию Единого. Просто Единый называется по-разному – Иегова, Отец Иисуса Христа, Брахман, Аллах, Нирвана, Тао. А суть – это единое не двойственное начало. И в это не двойственное начало человек переходит. Он переходит в состояние сознания, которое не двойственное. Отличаются ведь только методы и религиозные атрибуты. А результат и состояние сознания – общие. И например, если через разные методики люди достигают открытого сердца, любви и сострадания, и проявляют ее, то это суть, а методы достижения этого состояния могут быть разными. И это то, что может примирить все конфессии, что и должно быть в духе йоги. Сердце все объединяет, а ум все разъединяет. Поэтому те, кто борется между религиозными конфессиями, действуют от воззрений ума и не видят сути сердцем.
- Как вы совмещаете в своей жизни буддийские практики с тем, что учите вы, во многом, индуистским практикам, йоге? Эти традиции не конфликтуют?
- Значит так. Во-первых, я 20 лет своей жизни посвятил йоге и индуизму. И я от них не отрекся. Йога как таковая – это наука, а не религия. Но в Индии и других восточных странах были развиты религиозные виды тантрической йоги, которые представлены в виде Индуизма и Буддизма. Поэтому есть йога не только индуистская, но и буддистская. Линия, в которой я сейчас прохожу практики, использует тантрические техники, пришедшие из Индии. Это тантрическая буддистская йога Ваджраяны.
- Как называется эта линия?
- Карма-Кагью. Это в сути своей – йога, хотя внешне вроде как это что-то другое. Но чем больше вы идете к сути, тем больше там применяется слово йога и тем чаще человека называют йогом. Поэтому я не вижу никакого конфликта между этой буддийской йогой и индуистской йогой. И, вообще, этот конфликт видят только люди, действующие от ума, которые борются за деньги, или за паству, или за контроль людей. Пока люди не достигли вершины горы, им видится, что тропы, ведущие на эту вершину, разные. А когда ты стоишь на вершине и смотришь вниз, то видишь, что все тропы ведут на одну единственную вершину. И там – единое состояние. Те, кто достигают этого состояния единства, не видят противоречий. Поэтому для меня не существует конфликта между индуизмом и буддизмом. Я вижу их просто как разного типа методики, через которые достигаются, может быть, немного разные состояния, а может, и вообще, одно. Отличаются методы, философия. Буддизм исторически – это ветвь индуизма, хотя многие буддисты с этим сейчас не хотят соглашаться. Потому что когда он возник, он стал альтернативой коррумпированному индуизму. Но индуизм был коррумпирован не вечно, сейчас произошли многие изменения. Сейчас индуистские учения стали доступны для многих практикующих из других стран.
Однако мы можем видеть коррупцию в некоторых стилях йоги, допустим, в аштанга виньяса йоге. Там применяются стандартные последовательности, однако практикующим не объясняется, почему они так построены, как они построены. Не дается никакая теория, она остается доступной только для членов семьи. В данном случае, это – форма коррупции. И форма слепого следования форме религии теми, кто практикуют аштанга-виньяса йогу. Потому что практикующих аштанга виньясу просто верят в учителя и в линию, но у них нет знания, нет понимания последовательностей, методик, к чему они идут и так далее. Это форма догматической слепой веры. И это именно то, против чего выступил в свое время Будда. А пробужденная религиозность подразумевает, что учителя должны отвечать на все вопросы. Они должны вести ученика к состоянию внутреннего верховного учителя, когда есть пробужденное состояние. Это – живая религиозность. В этом состоянии были все пробужденны.